В день рождения Геннадия Гагулия инфопортал ВААК предлагает читателям очерк с воспоминаниями о жизни, личных и профессиональных качествах этого выдающегося государственного деятеля, трагически погибшего 8 сентября прошлого года.

Арифа Капба

Геннадий Гагулия трижды был премьер-министром страны. Его считают основателем Торгово-промышленной палаты Республики. Его управленческие качества были исключительно важны в тяжелое послевоенное время, а дипломатические способности оказали влияние на формирование имиджа Абхазии.

Геннадий Леонидович Гагулия родился 4 января 1948 года в селе Лыхны Гудаутского района. В семье Гагулия очень гордились одним из предков, представителем рода Дзуг-ипа (старинная форма фамилии Гагулия – прим. ред.), который в страшные для Абхазии времена вынужденного переселения в ХIX веке воспротивился покидать родную землю и пытался отговорить от этого сородичей. Отец Геннадия Гагулия, Леонид Гагулия, был уважаемым в селе человеком, который на протяжении долгого времени возглавлял сельсовет Лыхны, или, как говорили в те времена, был «старшиной».

После окончания школы восемнадцатилетний Геннадий Гагулия уехал учиться в Минск, поступив на факультет промышленного гражданского строительства Белорусского политехнического института (ныне Белорусский национальный технический университет – прим. ред.).

Годы студенчества Гагулия всегда вспоминал с большой теплотой. В одном из телевизионных интервью он говорил о том, что ему нравились прямые и честные по нраву белорусы, сам же он был единственным абхазом в целом институте, где училось в то время 25 тысяч студентов.

От строительства до политики

После окончания вуза в 1972 году Геннадий Гагулия несколько лет работал в строительстве, пройдя путь от мастера, прораба, главного инженера до начальника строительного участка. В 1977 году Геннадий Леонидович стал заместителем директора комбината общественного питания озера Рица и проработал на этой должности девять лет. Затем долгое время, вплоть до 1991 года, был председателем Гудаутской районной потребительской кооперации.

Политическая карьера Геннадия Гагулия началась с поста председателя Государственного комитета по внешнеэкономическим связям Совета Министров Абхазской АССР. С 1992 по 1995 года Гагулия был заместителем председателя Советов Министров, а в период с 1995 по 1997 год вступил в должность премьер-министра Республики и стал вторым лицом в государстве после Владислава Ардзинба.

У истоков нового независимого государства

По рассказу политического и общественного деятеля Вячеслава Цугба, Ардзинба выбрал кандидатуру Гагулия на премьерский пост не случайно, а оценив его деятельность по обеспечению тыла во время войны, его недюжинные организаторские способности.

«Геннадий Леонидович оставил большой след в современной истории Абхазии, — отмечает Цугба. — Он был одним их тех, кто стоял с Владиславом Григорьевичем Ардзинба у истоков создания нового независимого абхазского государства. Все было для нас тогда впервые и в новинку. Фактически сам приход Геннадия Леонидовича на пост премьер-министра был абсолютно новым явлением как для нашего молодого государства, так и для него самого. Он с честью с задачей справился. Мы можем говорить о том, что та структура, которую он создал тогда, работает и по сей день».

Возглавлять кабинет министров Геннадию Леонидовичу пришлось в условиях тяжелейшей экономической блокады, финансовой разрухи. Как считает Вячеслав Цугба, в этой ситуации премьеру удалось сформировать дееспособное правительство.

«Геннадий Леонидович как никто другой умел подбирать кадры, сочетая опыт и молодость, и это давало хорошие результаты. Он был человек принципиальный, человек дисциплины и самодисциплины, но при этом хороший друг и заботливый руководитель, что снискало ему любовь и уважение всех, кто с ним работал», — отмечает Вячеслав Цугба, который был начальником аппарата правительства в бытность Гагулия премьер-министром Абхазии.

Богата и внешнеполитическая деятельность Гагулия, даже в самые тяжелые времена. До признания независимости Абхазии Россией Геннадий Гагулия участвовал в международных встречах на самом высоком уровне.

«Он одним из первых абхазских политиков встречался с российским президентом Владимиром Путиным, с российским государственным деятелем Виктором Черномырдиным и многими другими, решал с ними вопросы, связанные с Абхазией, хоть наша республика и не была еще признана», — отмечает Цугба.

Абхазия – первая в списке

Премьерское кресло Геннадий Гагулия занимал трижды: в 2002 году он пришел на эту должность, сменив на ней Анри Джергения, а в третий раз стал главой правительства Абхазии в апреле 2018 года, за несколько месяцев до своей трагической гибели.

«Одним из самых необычных и запомнившихся мне был рассказ о четырехсторонней встрече представителей Грузии, Абхазии, российских миротворцев и наблюдателей ООН в Галском районе, в 2003 году, — вспоминает преемница Геннадия Гагулия на посту президента Торгово-промышненной палаты Абхазии Тамила Мерцхулава. — В тот период Геннадий Леонидович занимал пост премьера. Встреча эта была примечательна тем, что на ней впервые присутствовала специальный представитель Генерального секретаря ООН в Грузии Хайди Тальявини. На встрече обсуждались вопросы продления мандата миротворцев, возвращение беженцев в Галский район и, конечно же, суверенитет Республики Абхазия. Обращаясь к госпоже Тальявини, Геннадий Леонидович сделал неожиданное для нее заявление о том, что «настанет тот день, причем скоро, когда Абхазию признают, и в списке стран мира в алфавитном порядке она будет располагаться первой, а после — Америка». Тальявини, конечно, возмутилась и задала вопрос: «Как Вы себе это представляете?» На что Геннадий Леонидович ответил, что «согласно классификатору стран мира и буквенному коду страны АВ (Абхазия) располагается в начале, а USA (Америка) после нее».

В 2005 году Геннадий Гагулия основал, а позже возглавил Торгово-промышленную палату Абхазии, и именно в этой организации с еще большей силой раскрылся его яркий, неординарный дар руководителя.

Многие абсолютно справедливо полагают, что ТПП в пору руководства Гагулия стала негласным партнером МИД Абхазии в деле продвижения имиджа Республики на международном уровне. Под руководством Гагулия осуществлялись многочисленные рабочие командировки в зарубежные страны, в рамках которых делегация ТПП Абхазии принимала участие в выставочно-ярмарочных мероприятиях, представляя Республику наряду с известными мировыми державами.

Дипломатия от Гагулия

Участница многих международных и зарубежных встреч Гагулия на посту президента ТПП Тамила Мерцхулава отмечает, что он был большим дипломатом – хотя и не по образованию. Он обладал даром убеждения, с ним порой спорили, ему возражали, но его слушали, и своим поведением он легко располагал к себе людей разного возраста, взглядов и политических убеждений.

Вот лишь один пример. Как-то Грузия заявила очередную ноту протеста в МИД Чехии по поводу участия ТПП Абхазии в международной туристической ярмарке Holliday World Top Gastro & Hotel в Праге. Однако Геннадий Гагулия сумел так ловко «вырулить» эту ситуацию, что организаторы выставки не только не обратили никакого внимания на попытки грузинского посольства сорвать участие абхазской стороны, но выделили абхазской делегации официальную охрану на полный рабочий день.

Удивленная тем, что эта провокация со стороны Грузии в итоге обернулась столь удачно, Тамила Мерцхулава спросила своего руководителя, как ему удалось добиться такой благосклонности организаторов выставки.

На что Гагулия ответил: «Человек, можно сказать, — модель нации. По каждому из нас судят о целом народе, таков феномен обобщающего восприятия. Стань мастером – и твой народ уважаем! Вот формула патриотизма, которая всем доступна… Механика простая: воспитывая мастеров, давая волю талантам, мы сокращаем углы, где таятся серость и зависть. Хочешь быть сыном гордого и честного народа – будь гордым и честным».

Признание независимости Абхазии со стороны Сирийско-арабской республики тоже не прошло без активной подготовительной работы Геннадия Гагулия и Торгово-промышленной палаты, которую он возглавлял, уверен Цугба: «Он один из первых наладил контакты в этой стране по линии деятельности ТПП. Делегации, возглавляемые им, принимали участие в выставках в Дамаске в то время, когда и выезд, и участие были серьезной проблемой. Проводя личные встречи, устанавливая контакты, он сумел также «подготовить» вопросы, связанные с признанием. И в этой связи особенно горько, что он погиб как раз в те дни, когда наша официальная делегация побывала в Дамаске и возвращалась оттуда».

«Он дорожил всеми нами»

Благодаря личному отношению, неиссякаемому трудолюбию и введенному им запрету на понятие «невозможно» Геннадий Гагулия сумел создать в Торгово-промышленной палате мощный, невероятно работоспособный и креативный коллектив профессионалов, состоявший тогда, как и сейчас, в основном из молодых сотрудников.

«Геннадий Леонидович проявлял в работе твердость характера, указывал основные ориентиры на пути к результату. Он организовывал работу каждого сотрудника, умел открыто и убедительно говорить на любые темы. Будучи грамотным руководителем, он находился в непрерывном процессе самообразования, личного роста и самосовершенствования. Он никогда не довольствовался достигнутым профессиональным уровнем, знал, что постоянно развивая себя, можно достичь максимального раскрытия креативности и реализации творческого потенциала. Ответственность за людей, прежде всего за тех, кто ему доверял, помогала ему достичь высот в управлении, любви и преданности коллектива», — отмечает Тамила Мерцхулава.

Все без исключения сотрудники ТПП относятся к периоду работы с Гагулия как к бесценному опыту в своей жизни, называя Геннадия Леонидовича не только руководителем, но и большим наставником, другом, человеком, который никогда не был равнодушен к ним, а как раз наоборот проявлял самое глубокое участие и заботу.

«Он дорожил всеми нами, и коллектив, в свою очередь, не просто любил, а обожал своего руководителя, — отмечает Мерцхулава. — Геннадий Леонидович охотно делился своими знаниями и опытом, что в наше время становится редкостью. Думаю, что желание молодежи стать частью коллектива Торгово-промышленной палаты – особенно это прослеживается в последние годы, когда молодые специалисты прилагают все усилия, чтобы трудоустроиться в Палату, – говорит о выдающемся авторитете, профессионализме, уважении и человеколюбии ее основателя. Несмотря на возраст, он был с коллективом на равных, с ним было всегда занимательно и легко».

Трудолюбие и трудоспособность Гагулия были притчей во языцех. Геннадий Леонидович очень любил после рабочего дня трудиться на собственном приусадебном участке, где выращивал мандарины и киви. Часто приносил собственноручно выращенные фрукты на работу и всех угощал.

Нынешний президент Торгово-промышленной палаты Абхазии Тамила Мерцхулава считает, что именно восьмилетний опыт работы плечом к плечу с Геннадием Гагулия в ТПП, его наставничество и советы помогли ей пройти путь от рядового сотрудника до руководителя.

Мерцхулава убеждена, что все успехи, которые сейчас делает палата, держатся на фундаменте, который заложил Гагулия: «Геннадий Леонидович стал главным наставником в моей жизни. Я научилась у него дисциплине и терпению, любви к Родине, преданности своему делу, умению рисковать, чтобы достичь желаемого результата. Я всегда ценила его доброе отношение ко мне, пыталась и пытаюсь во многом быть на него похожей», — отмечает Мерцхулава.

Жизнь Геннадия Гагулия оборвалась трагически: он погиб в автокатастрофе 8 сентября 2018 года, возвращаясь в Сухум в составе правительственного кортежа, который вез абхазскую делегацию, завершившую визит в Сирию. Премьер скончался по пути в больницу. Его внезапный уход из жизни стал потрясением не только для семьи и родных, но и для граждан Абхазии, которые связывали большие надежды с его деятельностью на посту премьер-министра.

У Геннадия Гагулия и его супруги Заиры Отырба есть сын Астамур Гагулия (предприниматель) и дочь Асида Гагулия (врач).