Ко дню рождения полковника Вооруженных сил СССР, генерал-лейтенанта Республики Абхазия Султана Сосналиева инфопортал ВААК подготовил очерк о жизни.

Арифа Капба

Он приехал на войну полковником Вооруженных сил СССР — а вернулся на родину генерал-лейтенантом Республики Абхазия. Кабардинец Султан Сосналиев по собственной воле оказался рядом с абхазами во время Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 годов.

Профессиональный военный Султан Сосналиев был одним из тех, кто в 1992 году сумел преобразовать народное ополчение абхазов в настоящую сильную армию. Именно он стал стратегом, разработавшим знаменитое сентябрьское наступление, которое принесло Абхазии победу и положило конец кровавой войне.

Герой с ранних лет

Султан Сосналиев происходил из старинного кабардинского княжеского рода Сосналиевых, их фамилия также произносилась как Тлостаналиевы и Сусналиевы. После революции 1917 года в России (условное название революционных событий, произошедших в Российской империи в 1917 году, по итогам которых была свержена монархия и провозглашена советская власть – прим.ред.) его предки подвергались гонениям и репрессиям из-за своего знатного происхождения. Этой участи не избежал и отец Султана Асламбек, который, однако, был реабилитирован и во время Великой Отечественной войны был призван в Советскую армию, воевал на фронте.

Султан Асламбекович Сосналиев родился 23 апреля 1942 года в селе Виноградное, которое тогда было частью Кабардино-Балкарской АССР, а после 1953 года стало частью Моздокского района Северо-Осетинской АССР. Мать Султана Таужан Анзорова воспитывала двух сыновей: Султана и его младшего брата Анатолия. По утверждению друзей детства, Султан с самых ранних лет обладал такими качествами, как мужество и готовность защищать слабых. Например, односельчанин Султана Асламбековича Муртаз Умов вспоминал, как однажды Султан спас из бурной реки Терек двух тонувших мальчиков, рискуя собственной жизнью.

«Все, что должен испытать летчик, испытал»

После окончания школы Султан Сосналиев решает связать свою судьбу с военной службой. Он поступает в Сызранское высшее военное авиационное училище летчиков. Первый полет с инструктором оказался для молодого человека неожиданным в восприятии.

Вот как описывает его сам Сосналиев в своих воспоминаниях: «Голова моя мотается, перед глазами небо, земля, небо, земля, а в мыслях — зачем мне все это надо?.. Приземлились, и на вопрос «ну как, понравилось?» отвечаю, собрав все свое мужество, «очень». Он понимающе похлопал по плечу и сказал, что «придет время, когда без полетов не сможешь жить».

Так и случилось: в училище Султан Сосналиев стал одним из лучших. По окончании учебы прошел путь от простого летчика до командира полка. В одном из своих интервью Сосналиев отмечал: «Я в полной мере все, что касается авиации, освоил и сделал. Совершил более 500 прыжков с самолета. Все, что должен испытать, испробовать летчик-истребитель – испытал, испробовал. Находился в самых критических ситуациях, на грани жизни и смерти, из которых вышел по воле судьбы, везения, профессионализма».

В 1978 году он окончил Военную Краснознаменную академию ПВО имени Маршала Советского Союза Георгия Жукова. В 1989 году Сосналиев уволился из Вооруженных сил СССР в звании заслуженного военного летчика СССР. Следует отметить, он единственный адыг, удостоенный такого звания за весь советский период.

«Просто пойду узнаю, что там»

К моменту начала Отечественной войны народа Абхазии Султану Асмабековичу было уже пятьдесят лет, он работал заместителем генерального директора «Каббалкгражданстроя» (строительная компания в Кабардино-Балкарии – прим. ред.).

Как человек, возглавлявший военный отдел в недавно созданной Конфедерации Горских народов Кавказа, он, конечно, понимал, что ситуация в Абхазии приближается к открытому вооруженному конфликту. Еще до начала военных действий он бывал в Абхазии, познакомился лично с Владиславом Григорьевичем Ардзинба и даже ездил на приграничную с Грузией реку Ингур, чтобы лично, уже как военный профессионал, оценить, идет ли какая-нибудь подготовка с грузинской стороны.

Выводы были неутешительными. В одном из своих интервью Сосналиев рассказал: «После многочисленных встреч с руководством Абхазии, анализа происходящих событий, особенно после поездки на Ингур подтвердились мои худшие предположения: Госсовет Грузии для решения своих политических целей, а именно упразднения Абхазской автономии, лишения абхазского народа языка и культуры и полной его ассимиляции, готов пойти на применение военной силы…».

Супруга Султана Асламбековича Любовь Сосналиева вспоминает, что 14 августа, в день начала войны в Абхазии, Сосналиев очень поздно пришел домой, быстро поужинав, собрал вещи, прихватил кожаную летную куртку и со словами «просто пойду узнаю, что там», ушел. О том, что Султан в Абхазии, в самом горниле войны, и уже назначен начальником штаба народного ополчения, жене сообщили родственники, которые услышали новость по радио.

По зову совести и крови

Каким-то чудом прорвавшись через вражеские кордоны — то есть, проехав через реку Псоу и Гагру, которая находилась в руках грузинских ополчений, —уже 15 августа 1992 года Султан Сосналиев вместе с группой добровольцев из Северного Кавказа был в Гудаутском штабе, бок о бок со своими абхазскими товарищами. Позже в интервью Сосналиев скажет: «В Абхазию меня позвала совесть».

Султан Сосналиев оказался в Абхазии не только потому, что здесь требовалась помощь и знание профессиональных военных, а, в первую очередь, потому, что «ощущал зов крови». В этом уверен поэт, общественный деятель Геннадий Аламиа. Он вспоминает, как при самой первой их встрече в городе Грозном Сосналиев сказал ему: «С высоты Кавказ, и в нем Кабарда и Абхазия – одно целое, никаких границ не видать».

Профессионализм, блестящие знания и хладнокровная выдержка Султана Сосналиева сыграли, без преувеличения, огромную роль во всем ходе войны.

Уверенный голос «Двенадцатого»

О легендарном спокойствии Султана Сосналиева особенно красноречиво говорят те, кто когда-либо слышал его голос по военной рации. «Двенадцатый» — а именно такой позывной был у Султана Сосналиева—говорил всегда точно, всегда по делу, без напряжения и паники.

Панику он особенно не терпел, точно понимая, что на войне она страшнее всего. Об этом довольно красноречиво рассказывает герой Абхазии Гарри Саманба. В самом начале войны он, встревоженный слухами о том, что вблизи его родной деревни готовится вражеская диверсия, пришел и доложил об этом Сосналиеву, но тот даже бровью не повел, а только сказал: если сам не видел, значит – паника. В статье «Он научил нас воевать» Саманба пишет: «Султан Асламбекович мог мудро, тактично при обсуждении предстоящих наступательных операций разъяснять нам, командирам, что нужно делать для успешного (и с наименьшими потерями) исхода наступления».

Султан Сосналиев был одним из немногих кадровых военных, которые тогда были на стороне абхазских ополченцев. Рядом с ним было не так много профессионалов. В первую очередь, это блестящий военный специалист, герой Абхазии, генерал Сергей Платонович Дбар, а также герой Абхазии, генерал-майор Владимир Аршба. Последний в своих воспоминаниях указывал: «Вместе мы могли уже говорить на профессиональном (военном) языке, разрабатывать планы военных операций и одновременно создавать армию, которая впоследствии удивила своей организованностью и храбростью весь мир».

Рыцарь «без страха и упрека»

Первой значительной победой в войне стало освобождение Гагры.

«При составлении плана этой операции Сосналиев, как начальник генерального штаба, явил не только выдающиеся военные и организаторские способности, но и знание психологии людей разных национальностей, идущих в наступление. В условиях, когда отряды добровольцев формировались по национальному признаку, это имело большое значение», — пишет Владимир Аршба.

Начальником генерального штаба Сосналиев был назначен еще в октябре 1992 года, сразу после создания Министерства обороны Абхазии, также он был заместителем министра обороны Владимира Аршба. В апреле 1993 года, когда Владимиру Аршба из-за полученных ранений и нескольких контузий пришлось выехать на лечение, Султана Асламбековича назначили исполняющим обязанности министра. Как отмечает сам Аршба, были предложения назначить Сосналиева министром сразу, но тот оставался и.о. до тех пор, пока Аршба не вернулся на фронт на костылях и сам не подал Главнокомандующему рапорт об отставке.

«И так — во всем, — вспоминал об этом случае Владимир Аршба. — Никогда, ни при каких условиях Султан не изменял себе, оставаясь рыцарем без страха и упрека».

Сосналиев возглавил оборонное ведомство воюющей Абхазии в один из сложнейших периодов: мартовская операция оказалась неудачной, абхазская сторона понесла огромные потери. Настроения и на фронте, и в тылу были самые горестные. По свидетельству участника тех событий, на тот момент первого замминистра обороны Гурама Допуа, ближе к лету Султан Сосналиев «буквально выманил из Гумистинского фронта в генеральный штаб Сергея Платоновича Дбара». Они вместе приступили к разработке июльской наступательной операции по освобождению города Сухум. Так стратег Султан Сосналиев и тактик Сергей Дбар объединили свои головы и склонились над столом, на котором была разложена карта Абхазии.

Вот как вспоминает эти дни Допуа: «К помещению штаба примыкала маленькая комнатка с диванчиком. Там установили небольшой стол. И вот за этим столом, сидя на диванчике, Сергей Платонович в течение недели разработал план июльской операции. После того, как Султан внес коррективы, он сдал карты, аккуратно сложил карандаши, спец инструменты для работы с картами и тут же вернулся на фронт».

Июльская операция также оказалась неудачной, но принесла весомые плоды, послужившие опорой для новой наступательной операции. По мнению Допуа, именно в результате июльской операции на левом берегу реки Гумисты был закреплен плацдарм для нового наступления. Управление и взаимодействие войск достигли высокого уровня эффективности. Кроме того, именно после июля Султан Сосналиев принимает решение о переносе штаба из города в окрестности. С этим по виду незначительным решением на самом деле была связана жесткая система ограничения доступа к штабу.

Победоносный сентябрь

16 сентября началось решающее наступление абхазских войск одновременно на обоих фронтах: Гумистинском и Восточном. Эта операция была проработана Сосналиевым, Дбаром и всеми высшими военными руководителями буквально до мелочей. Были согласованы действия всех командиров, учтены все прошлые ошибки, приняты во внимание все доклады разведки. Умелые действия генерала Сосналиева по командованию войсками, которые штурмовали Сухум, привели к тому, что 27 сентября 1993 года город был освобожден от грузинских захватчиков. А через два дня произошло воссоединение Гумистинского (Западного) и Восточного фронтов, которые вместе двинулись к государственной границе Абхазии, реке Ингур (официальная граница с Грузией – прим. ред.).

Прибыв лично на Ингур, Султан Асламбекович набрал бутылку речной воды. Позже Сосналиев вручит ее Владиславу Григорьевичу Ардзинба как своеобразный символ того, что территория Абхазии от реки Псоу до реки Ингур, наконец, освобождена от врага. Султан Сосналиев смог это сделать вместе со всей абхазской армией, которую он с таким трудом создавал.

После войны Султан Сосналиев еще какое-то время возглавлял Министерство обороны. Провел успешную операцию по освобождению высокогорного села Лата, где еще оставались грузинские войска.

В 1996 году Султан Сосналиев оставляет военное поприще—казалось бы, окончательно. Он уходит в запас долгое время и живет в Нальчике —пока в 2005 году второй президент Абхазии Сергей Багапш не просит его вновь занять место министра обороны Республики. Султан Асламбекович принимает предложение. Он занимает этот пост до 2007 года, а затем снова возвращается в родную Кабарду.

Герой Абхазии, генерал-лейтенант Вооруженных сил Республики Абхазия, кавалер высшей государственной награды «Честь и Слава» первой степени, славный сын Абхазии и Кабарды Султан Сосналиев ушел из жизни в ноябре 2008 года. Его бюст сегодня стоит в центре Сухума в парке Боевой славы, там же, где похоронены защитники родины, где рядом — памятник его боевому товарищу генералу Сергею Дбар.

Использованная литература:

· Честь дороже жизни. Сборник статей, документов и воспоминаний. Составители: Любовь Сосналиева, Геннадий Аламиа.

· Абхазский биографический словарь.