Международный день пропавших без вести проходит каждый год 30 августа. В Абхазии подавляющая часть пропавших – это люди, пропавшие во время Отечественной войны народа Абхазии.

Аста Ардзинба

30 августа во всем мире отмечают Международный день пропавших без вести. Для Абхазии это важная и скорбная дата: в Республике десятки семей не располагают сведениями о судьбе своих близких родственников.

Подавляющее большинство из абхазского списка пропавших без вести – это люди, которые исчезли во время Отечественной войны народа Абхазии 1992–1993 годов. Родные давно не питают надежды увидеть их живыми, но жаждут хотя бы похоронить их останки, как того требуют абхазские обычаи.

Им не ставят надгробий

К этим людям – без вести пропавшим – нельзя пойти на могилы, им не воздвигают надгробные плиты. Но жители Республики чтят их память другими способами.

Надпись на небольшом фонтане питьевой воды на Набережной Махаджиров в Сухуме так и гласит: «Память – единственный рай, из которого мы не можем быть изгнаны».

Этот фонтан, созданный скульптором Архипом Лабахуа и установленный на площади у Абхазского государственного драматического театра в 2011 году – единственный в Абхазии памятник людям, о местонахождении которых нет достоверной информации. По задумке автора это символ: пока в фонтане не иссякнет вода, память о пропавших будет жива. Памятник венчает небольшая бронзовая скульптурная композиция, которая показывает, что некогда ушедшие любимые люди продолжают быть с нами.

Фонтан на театральной площади – лишь одно из подтверждений горячей памяти о них. Главное же в том, что в стране уже больше четверти века после окончания войны продолжается работа по восстановлению судеб пропавших.

Боль войны

С 2010 года Международный комитет Красного Креста (МККК) организует двусторонние встречи представителей Грузии и Абхазии по вопросам поиска пропавших без вести во время войны 1992-1993 годов. В ходе этих встреч стороны обмениваются информацией о возможном нахождении мест захоронений и судьбе без вести пропавших людей.

Аида Хонелия рассказывает о своем брате Эдуарде Хонелия, пропавшем в конце Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 годов
© Международный комитет Красного Креста

При содействии МККК удалось начать процесс эксгумации и идентификации неопознанных останков бойцов, погибших во время боевых действий в Республике в 1992-1993 годах. Для проведения исследовательских работ были привлечены эксперты мирового уровня в сфере антропологической археологии. Экспертизу останков бойцов проводят в ДНК-лаборатории в городе Загреб в Хорватии.

За шесть лет активной работы по эксгумации специалисты МККК обнаружили в Абхазии 431 останков тел. Из них идентифицированы 163 человека, которые ранее считались без вести пропавшими.

Абхазской стороне, в частности, были переданы останки 42 человек. Однако еще 127 семей до сих пор ждут информации о судьбе своих родных, пропавших в ходе вооруженного конфликта.

Работа по поиску и идентификации останков погибших продолжается. 268 останков тел, найденных на территории Абхазии, пока не удается идентифицировать, поскольку не все родственники пропавших без вести готовы сдать анализы ДНК. У многих есть свои личные убеждения на этот счет. Некоторые настолько болезненно воспринимают эту тему, что не хотят даже говорить об этом, объясняют представители Красного Креста.

В Абхазии продолжается поиск пропавших без вести во время ОВНА 1992-1993 годов. Участники программы по поиску пропавших рассказывают о результатах своей работы
© Международный комитет Красного Креста

В апреле 2019 года в Сухуме прошла выставка фотографий. Экспозиция под названием «Мы ждем» рассказывала о ходе программы МККК по поиску пропавших без вести в Абхазии. На открытии выставки глава миссии МККК в Абхазии Максим Забалуев сказал: «Семьи погибших имеют право знать о судьбах своих близких. Они имеют право знать, где похоронены их родные, чтобы прийти на могилы и отдать дань памяти... Программа будет продолжена, по всей территории Абхазии мы будем искать места захоронений».

Каждого опознанного в рамках программы МККК бойца абхазской армии в Республике перезахоронили с почетом. Спустя более двух десятилетий после войны абхазский народ словно вернулся к военным реалиям. Затянувшиеся, казалось бы, раны войны снова дали о себе знать.

Опознанный спустя десятилетия

Одна история летом 2015 года особенно потрясла Абхазию.

Уроженец села Члоу Очамчырского района Борис Инапшба погиб во время мартовского наступления 1993 года. Та наступательная операция абхазской армии на Сухум захлебнулась, а тело Бориса так и осталось на левом берегу Гумисты, не подконтрольной абхазской армии.

После победы Абхазии в войне – уже в октябре 1993 года – опознать похороненных в братской могиле бойцов было уже практически невозможно. Однако родители Бориса Инапшба тогда все-таки забрали тело, как они считали, погибшего сына, и похоронили его на родовом кладбище в селе Члоу.

Вдова бойца – Героя Абхазии – Мзия Бейя тогда не стала сопротивляться воле старших, но, по ее собственному признанию, ее мучали сомнения. Именно поэтому, когда в Абхазии начала работать международная программа, начался процесс эксгумации и идентификации неопознанных бойцов, захороненных в парке Боевой Славы в Сухуме, она обратилась в Комиссию по пропавшим без вести при Кабинете Министров Республики. Самым сложным было уговорить родных супруга все-таки принять участие в программе и сдать анализы на ДНК.

Мзия Бейя рассказывает о поисках своего супруга, пропавшего без вести во время Отечественной войны народа Абхазии 1992-1993 годов
© Международный комитет Красного Креста

Как выяснилось впоследствии, не зря. Подлинные останки Бориса Инапшба были опознаны среди захороненных в парке Боевой Славы.

21 июня 2015 года у семьи появилась возможность перезахоронить останки Бориса Инапшба в родовом имении. «Теперь у меня душа спокойна, потому что сын знает, где похоронен его отец, и внуки тоже будут знать, куда прийти и положить цветы», - сказала тогда Мзия.

Дожить до рассвета

«Нас исподтишка не уничтожить, противостояние будет продолжаться», — записал в своем дневнике народный поэт Абхазии Таиф Аджба и поставил дату под записью: «9 октября, пятница».

Это был октябрь 1992 года, в Абхазии уже два месяца шла война.

Именно в этот день, в пятницу 9 октября, группа вооруженных грузинских гвардейцев вывела поэта и еще нескольких мужчин из многоквартирного дома в Новом районе Сухума. Их увезли в неизвестном направлении. С тех пор и до сегодняшнего дня о судьбе Таифа Аджба ничего неизвестно.

Увозили Таифа Аджба среди белого дня на виду у всех соседей. На прощание он просил свою супругу лишь об одном — сохранить личный архив и рукопись тайного дневника, сберечь от госсоветовцев, чтобы передать потомкам правду тех дней.

Дневник поэта, который он начал вести с первых дней боевых действий, впоследствии опубликовали под названием «Дожить до рассвета». Эти слова он часто повторял на страницах дневника.

По неподтвержденным данным абхазский поэт Таиф Аджба был расстрелян после долгих пыток. Место его захоронения неизвестно.

Выяснение его судьбы особенно волнует абхазское общество. Этот вопрос остается одним из главных на грузино-абхазских встречах по вопросам поиска пропавших без вести, которые проводятся под эгидой Международного комитета Красного Креста.

В 2014 году специалисты МККК провели поисковые работы, но в указанном месте в селе Акапа Сухумского района, где, предположительно, должен был быть захоронен Таиф Аджба, не оказалось никакого захоронения. Вопрос остается открытым. Тем не менее, и абхазская сторона, и международные эксперты уверяют: неудача не означает, что дело будет закрыто. Поиски Таифа Аджба, признанного классика абхазской поэзии, продолжатся. Ведь, как известно, война не окончена, пока не похоронен последний солдат.