Мальчик из простой абхазской семьи мечтал о том, чтобы выучиться, а потом был в разных странах, нашел жену в Средней Азии и увез ее в Эфиопию. Дипломат Григорий Шулумба не любил распространяться о работе и жизни, но мы о нем помним и знаем.

Аста Ардзинба

Григорий Шулумба – советский дипломат абхазского происхождения. Он родился в 1912 году в селе Мгудзырхуа Гудаутского района в крестьянской семье. В раннем детстве мальчик остался сиротой, о нем заботилась сначала бабушка, а потом, когда и ее не стало, тетя, сестра отца.

Воспитание в среде земледельцев, деревенская жизнь и ее обычный уклад – казалось, судьба Гриши была очень предсказуемой и предопределенной. Тетка не видела для него никаких других перспектив, кроме как работать на земле. Но на самом деле Григория ждали светские рауты и невиданные холмы далекой африканской Эфиопии. Мог ли он тогда об этом мечтать, и как это вышло?

Способный и целеустремленный

Неожиданный поворот в его жизни случился в один день: дядя по матери, Манча Ардзинба, отвез мальчика к своему родственнику Дате Гагулия в село Лыхны. Тот пригласил для занятий с детьми – это были две его собственных дочери, Гриша и еще один племянник – русскую монахиню, которая учила их всех писать и читать по-русски, обучала математике.

В учебе Гриша преуспевал: ему очень нравилось учиться. Вскоре его приняли в гудаутскую абхазскую школу, а возрасте 15 лет как способного ученика – во второй класс легендарной Горской школы в Сухуме. Там Шулумба отучился пять лет, после чего уехал в Ленинград (сейчас – Санкт-Петербург) по направлению от Наркомпроса (Народный комиссариат просвещения – прим. ред.) Абхазии. В городе на Неве он учился сначала на рабочем факультете (рабфак – особый факультет для ускоренной подготовки рабочих и крестьян к обучению в высшей школе – прим. ред.) при тогдашнем ЛГУ (ныне – Санкт-Петербургский государственный университет – прим. ред.), а потом поступил на исторический факультет университета и окончил его.

Случилось то, о чем не мыслил

О Григории Шулумба написано мало статей, о нем почти не найти информации в интернете. Сам он дал всего лишь несколько интервью. В них известный дипломат признается, что пределом его мечтаний в молодые годы было лишь получить образование, он не мог и помыслить о том, что случилось дальше.

А случилось то, что после окончания университета в 1940 году по рекомендации комсомольской организации ЛГУ он был зачислен в Высшую Дипломатическую школу при Наркомате иностранных дел СССР (НКИД СССР). Григорий переехал в Москву.  

С началом Великой Отечественной войны он отправился было на фронт, но его вернули: учащиеся Дипшколы получили бронь. Их эвакуировали в город Фергана Узбекской ССР.

В этом городе Григорий встретил свою будущую жену – девятнадцатилетнюю Анну. На всю жизнь она стала ему надежной опорой и другом сердца, вместе они вырастили четверых детей.

Начало карьеры

После окончания Дипшколы Григория Шулумба назначили референтом Ближневосточного отдела Наркомата иностранных дел СССР. Он проработал на этой должности до 1945 года, до назначения его первым секретарем Миссии СССР в Эфиопии. Там ему приходилось очень непросто, и не по причине сложности работы.

Григорий Шулумба в заявлении, адресованном председателю комитета партийного контроля при ЦК КПСС Борису Пуго, описывал такой случай: «Тогдашний нарком просвещения Грузии Кикнадзе был назначен наркомом иностранных дел Грузии. Однажды Кикнадзе пригласил меня к себе в кабинет (в отдел Б. Восточного НКИД). Поздоровавшись со мной, Кикнадзе спросил, каким образом я попал в НКИД. Затем он мне предложил ехать в Грузию работать. Я не согласился. Вскоре я был вызван к начальнику правления кадрами НКИД Силину М. А., который меня сначала уговаривал нормальным тоном, потом в грубой форме закончил».

Попыток фактически сослать Шулумба в Грузию Кикнадзе не оставил, даже угрожал, что будет хуже, если Григорий не согласится. В ход пошли и другие приемы. Без ведома Григория его направили в распоряжение Народного комиссариата иностранных дел Азербайджанской ССР. Дошло до того, что молодой дипломат написал заявление об освобождении его от работы в НКИД СССР на имя заместителя наркома иностранных дел СССР по кадрам Деканозова. Тот, внимательно выслушав, ответил, что приказ о назначении Шулумба в распоряжение НКИД Азербайджанской ССР будет отменен, и он продолжит работать на прежнем месте.

Советская миссия в Аддис-Абебе

В Эфиопию Григорий Шулумба попал в сентябре 1945 года и находился в этой африканской стране до мая 1949 года – сначала в качестве первого секретаря Миссии СССР в Аддис-Абебе, затем в качестве временного поверенного, то есть первого лица в Миссии. В то время Советский Союз проводил курс на продвижение социализма в другие страны, оказывал гуманитарную, а кое-где и военную помощь.

В Эфиопии, второй по численности африканской стране, уровень жизни был низким. В 1936 году ее оккупировали итальянские фашистские войска, которые удалось выдворить лишь спустя четыре года. Ко времени окончания Второй мировой войны почти все население Эфиопии было крайне бедным, к тому же – неграмотным, отмечалась высокая детская смертность. Государством руководил император Хайле Селассие I: он был последним императором Эфиопии, происходившим из легендарной династии потомков царя Соломона. Григорий Шулумба сдружился с его старшим сыном, наследным принцем Амха. Императорская семья часто приглашала дипломата с супругой на званые вечера и не раз была в гостях у советской дипмиссии.

Под руководством Григория Шулумба советская миссия построила в Аддис-Абебе современную по тем временам больницу. Кстати, в этой больнице родились старшая дочь и сын Григория Сергеевича. По делам Миссии дипломат посетил Египет, Иран, Италию, Ватикан.

В очерке о Григории Шулумба от сентября 1991 года в газете «Республика Абхазия» приводится такой рассказ из того времени: «При Миссии работала большая обслуга из числа местных жителей. Одного из парней Григорий Сергеевич обучил французскому языку и грамоте. Приехав спустя годы в Москву, этот человек пытался разыскать своего учителя, но тот в ту пору был в опале. Из боязни навредить ему еще больше гость из Эфиопии прекратил поиски. Об этом стало известно лишь много лет после реабилитации (Григория Шулумба – прим. ред.)».

В опале

В 1949 году Шулумба отозвали в Москву и предъявили ему ряд клеветнических обвинений.

«После возвращения в Союз мне был предъявлен целый ряд клеветнических обвинений, которых я не мог признать, ибо этого не совершал», – вспоминал Григорий Шулумба.

Григория Сергеевича обвинили, в том числе, в связи с английским агентом Аветисом Терзян, который был официальным представителем Армянского комитета в Эфиопии и которого наряду с другими членами армянского Комитета приглашали на официальные приемы Дипмиссии. Миссия рассматривала их как активных организаторов сборов помощи фронту во время Великой Отечественной войны. Также в вину Шулумба вменяли «потерю живого человека», имея в виду то, что медсестра советской больницы в Аддис-Абебе вышла замуж за итальянца, и эфиопские власти не выдали ее.

Дело Григория Шулумба рассматривала коллегия МИД СССР под председательством Министра иностранных дел Андрея Вышинского, о котором сегодня известно, что он был одной из ключевых фигур в репрессиях СССР, а затем и коллегия при компартии. Вердикт был один – увольнение и исключение из партии.

«Почему не выучил грузинский?»

Летом 1949 года Григорий Шулумба с семьей вернулся в Абхазию, в Гагру, где надеялся устроиться преподавателем истории в школе.

«Я обратился в отдел Народного образования Гагрского района. Инспектор отдела просвещения спросил, знаю ли я грузинский язык. На мой отрицательный ответ снова вопрос, почему я не выучил грузинский язык. Я ему ответил, что, будучи в Абхазии, я изучал абхазский как предмет, а остальные предметы на русском языке. После пяти классов я учился в Ленинграде, где окончил среднюю школу и университет», – вспоминал Григорий Сергеевич.

Резюме того собеседования оказалось неутешительным: «Вам придется уехать в Россию, где вы учились».

Тогда семья Шулумба уехала сначала в Москву, где отец семейства смог устроиться на завод в отдел снабжения и сбыта, а спустя какое-то время переехала в Среднюю Азию, на родину супруги. В городе Яйпана Ферганской области бывший дипломат стал школьным учителем и этим зарабатывал на жизнь. Уже после смерти Сталина и упразднения культа личности, в 1955 году, Шулумба разрешили переехать в Абхазию, а еще через год реабилитировали. Дипломату предлагали вернуться в МИД, но гордость не позволила ему принять это предложение.

В Абхазии

До самой пенсии Григорий Сергеевич работал в школах Гудаутского района. Был директором восьмилетней русской школы в Гудауте, а затем руководил и Первой абхазской средней школой, позже возглавил восьмилетку в селе Джирхуа, где проработал до 1986 года.

В 1960 году Григория Шулумба восстановили в партии. Это было для него важным и принципиальным. «Я никогда не имел ни выговора, ни замечания по партии и комсомолу, в котором состоял с 1927 по 1931 годы», – писал он о себе.

Внук Григория Шулумба Зураб Бжания вспоминает о своем дедушке как о скромном человеке, который никогда не кичился ни своим образованием, ни своей яркой карьерой. Он был уважаемым человеком, ему доверяли разрешать споры, к нему обращались за советом. Григорий Сергеевич не сильно распространялся о своей прошлой работе, потому что это не принято у профессиональных дипломатов.