Татлустан Табулов – зачинатель абазинской литературы, первый собиратель национального фольклора, автор первых букварей и учебников по черкесскому и абазинскому языкам, первый профессиональный абазиноязычный литератор. Он был человеком огромного душевного обаяния, страстно боровшимся за просвещение своего народа, обретение им письменности, большой литературы и культуры.

Петр Чкала

Начало пути

Родился Татлустан Закериевич в 1879 году в ауле Бибердовском (ныне аул Эльбурган - прим. ред.) Абазинского района Карачаево-Черкесской Республики в семье старшины округа Закерии Хасановича Табулова. Закерия Хасанович был женат дважды и от обоих браков имел пятерых детей: троих сыновей и двух дочерей. Татлустан был вторым ребенком от первого брака.

Отец будущего просветителя был неграмотным, но состоятельным крестьянином. По свидетельству односельчан, помимо сельского хозяйства он занимался перевозками и имел свою «почту» - почтовые экипажи и лошадей.

Учебу свою Татлустан начинал в школе Умара Микерова в Бибердовском ауле, в 1905 году окончил первый курс Ардонской семинарии. В архивно-следственном деле Табулова есть упоминание о том, что с 1910 по 1914 годы он учился, но не уточняется, где именно. Вероятно, в медресе. В 1914 году он получил место учителя в начальной школе аула Бибердовского. Параллельно с преподаванием он выполнял обязанности эфенди (муллы – прим. ред.). В следующем году на конференции учителей Баталпашинского отдела в Теберде выступил с предложением обучать грамоте как мальчиков, так и девочек, и не только на арабском, но и на русском языке, за что был отстранен от преподавательской деятельности.

Собственной семьей Табулов обзавелся довольно поздно. Женился он на односельчанке Барзикхан Каламбековне Кенжекуловой. Первенец родился в 1918 году, а всего у четы было 11 детей, четверо из которых умерли в детстве.

Деятельность в 1920 – 30-е годы

Уже при Советской власти, Татлустана Закериевича снова назначили учителем Эльбурганской начальной школы. В эти годы начинается его просветительская деятельность. В 1924 году Табулов разработал алфавит черкесского языка на арабской графике, который использовался в издательской и школьной практике следующие четыре года. (В 1928 году был создан новый черкесский алфавит на латинской графике без участия Татлустана Закериевича - прим.ред.). В период с 1925 по 1932 годы Табулов выпустил на черкесском языке 13 букварей, рабочих книг после букваря, книг для чтения, методических руководств, а в 1929 году – сборник стихотворений, инсценировок и драматических произведений «Зули».

С начала издания черкесской газеты «Адыгская жизнь» активно сотрудничал с ее редакцией: в первом же номере опубликовал заметку «Жизнь – учение», а во втором – большую статью «Эфенди и грехи», занимавшую почти всю первую полосу. Публиковал корреспонденции и в русскоязычной газете «Красная Черкесия» как самостоятельно, так и в соавторстве с Березкиным, Нартбиевым, Бездоловым (псевдоним Семена Бабаевского, известного советского писателя - прим. ред.).

В 1930 году Татлустан Закериевич переезжает в город Баталпашинск, где становится сначала преподавателем в Педтехникуме, а с апреля 1932 года – фактически со дня основания – младшим научным сотрудником, заведующим сектором абазинского языка в отделе языка и литературы в Черкесском научно-исследовательском институте.

В марте 1933 года Табулов совершил первую экспедицию по сбору национального фольклорного материала. Немного позднее был прикомандирован к ленинградскому профессору Анатолию Генко, который помогал ему освоить вопросы абазинской грамматики.

Доводилось Табулову встречаться по работе и с Сергеем Ожеговым, составителем толкового словаря русского языка. Осенью того же года Татлустан Закериевич стал аспирантом без отрыва от производства в открытой при Черкесском научно-исследовательском институте аспирантуре, но уже в следующем году в связи с резким сокращением ассигнований аспирантура была закрыта. По этой же причине был ликвидирован сектор абазинского языка, а его заведующий – уволен.

Впоследствии Татлустан Закериевич снова вернется на работу в Черкесский научно-исследовательский институт, где в 1945 году опубликует свою первую научную работу.

Еще до этих событий – 25 ноября 1932 года в Баталпашинске состоялась конференция абазинских учителей с активом абазинских работников, на которой было озвучено решение Всесоюзного Центрального Комитета Нового Алфавита о введении в Черкесской автономной области абазинской письменности. Конференция обсудила и утвердила составленные Татлустаном Закериевичем абазинский алфавит на латинской основе и букварь.

За 8 предвоенных лет, используя опыт русских школьных учебников, Табулов самостоятельно и в соавторстве с другими выпустил 19 букварей, учебников по абазинской грамматике, хрестоматий и книг для чтения после букваря. В учебники включались как фольклорные, переводные, адаптированные произведения, так и сочинения самого автора. В 1934 году Татлустан Закериевич был принят в Союз писателей СССР: членский билет за подписью Максима Горького (известный советский писатель – прим. ред.) ему был выписан 19 декабря.

Литературную работу и работу над школьными учебниками Табулов в 1930-х годах совмещал с преподавательской деятельностью в Черкесском педагогическом техникуме, Черкесском научно-исследовательском институте и Национальном издательстве. Помимо того, он являлся инструктором по абазинской письменности и консультантом по преподаванию абазинского языка в педтехникуме.

По отзыву профессора Генко, Татлустан Закериевич являлся в то время «единственным серьезным работником-абазинцем» в Черкесии. На нем было завязано очень много, и потому невозможно было даже на время отозвать его для профессиональной переподготовки, иначе вся работа, которую он вел, могла остановиться. И заменить его на это время было некем.

Арест

Просветительская и литературная деятельность Табулова была прервана неожиданно: 19 сентября 1937 года он был арестован сотрудниками Управления народного комиссариата внутренних дел Черкесской автономной области. Во время обыска были изъяты две папки рукописей, паспорт, профсоюзный билет, членский билет Союза писателей СССР. Арестант находился в возрасте 57 – 58 лет, а младшей дочери было всего 3 года.

По воспоминаниям Нурьи Табуловой, старшей дочери, отец захватил с собой толстое зимнее пальто и надевал его во время допросов независимо от времени года. Обвинялся Татлустан Закериевич в участии в мифической антисоветской буржуазно-националистической организации, якобы действовавшей в Черкесской автономной области. Два года он провел в Черкесской тюрьме, испытав все ужасы пыток и унижений. После разоблачения злодеяний Николая Ежова, наркома внутренних дел СССР, 13 сентября 1939 года он был освобожден за отсутствием состава преступления.

После освобождения

После освобождения Табулова сразу же привлекли к работе по подготовке учебных пособий. Уже в следующем году в хрестоматию по литературе для 4 класса было помещено его крупное стихотворное произведение «Старик-мудрец», которое считается первой абазинской поэмой. Весной 1941 года в газете «Красная Черкесия» Табулов опубликовал еще 3 стихотворения, созданных по нартским мотивам. Великую Отечественную войну Табулов воспринял как большое личное бедствие и долго болел в связи с этим.

Во время оккупации области немцами ему было предложено вернуться к религиозной деятельности, на что он ответил старой абазинской поговоркой: «От того, что вынесенную золу вносят обратно, она уже не греет». Когда же война окончилась и возобновился выпуск национальной газеты, он с утра посетил редакцию, обнимал сотрудников так, будто это событие было его праздником.

С первым послевоенным номером газеты он зашел в педучилище, в облоно (Областной отдел народного образования - прим. ред.), в типографию, всем пожимал руки, делился радостью. Несмотря на преклонный возраст, Татлустан Закериевич продолжал активно работать. В послевоенные годы он опубликовал две научные работы, подготовил рукописи еще двух, перевел и издал повесть Николая Чуковского «Домик на реке», участвовал в подготовке и выпуске 12 программ, сборников упражнений, учебников по абазинскому языку, хрестоматий по родной литературе, включая туда собственные произведения на фольклорной основе. В 1947 году издал первый сборник абазинских сказок, а в 1955 году – второй в соавторстве с Константином Шакрыл (кавказовед, профессор, специалист по абхазо-адыгским языкам - прим. ред.). Это был его последний вклад в абазинскую культуру. В следующем году его не стало.

Профессор Владимир Тыгә так отзывался о личности Табулова: «Татлустан Закериевич Табулов был тем человеком, в ком наиболее полно и ярко, наиболее мощно и всесторонне аккумулировалась созидательная сила народа, расковавшая потенциальные духовные силы, его способность к творческому созиданию... Он был разносторонне одаренным человеком: составителем первых национальных алфавитов черкесов и абазин, целой библиотеки учебников и учебных пособий, словарей, автором первых художественных произведений, научных трудов, собирателем и издателем фольклорных памятников…»

Абазинский литературовед считает жизнь Татлустана Табулова гражданским и творческим подвигом.