Дискуссионный клуб Всемирного абхазо-абазинского конгресса провел первое заседание по направлению «Апсуара и диалог поколений».  

Амра Амичба

Дискуссионный клуб ВААК провел свое первое заседание по теме «Апсуара и диалог поколений». Форматом заседания стал круглый стол с приглашенными экспертами. По решению ВС ВААК Муссы Экзекова Дискуссионным клубом теперь руководит Рустам Зантария. 

В работе Дискуссионного клуба приняли участие: народный артист Абхазии, музыкант, дирижер, композитор Нодар Чанба (был министром культуры и просвещения Республики в период ОВНА – прим. ред.), директор АбИГИ, член Высшего совета ВААК Арда Ашуба, филолог-абхазовед, доцент кафедры абхазского языка АГУ Диана Шамба, редактор издания «Чегемская правда» Инал Хашиг.

В центре внимания круглого стола был вопрос преподавания Апсуара (Апсуара – совокупность самобытных абхазских традиций и обычаев, включает в себя черты идеальной личности – прим. ред.) как предмета в школах Абхазии. 

Рустам Зантария напомнил, что опыт преподавания предмета «Апсуара» уже есть: его преподавали в учебных заведениях страны в период Отечественной войны народа Абхазии в 90-ые годы прошлого века.  

«Позже вопрос [о преподавании Апсуара] неоднократно обсуждался на самых разных уровнях, в том числе, и на высшем государственном. Практически всегда участники сходились во мнении о необходимости вновь ввести в школьную программу учебный предмет Апсуара, более того, издать пособие [по изучению Апсуара], однако дальше обсуждений дело не пошло. Мы (Дискуссионный клуб – прим. ред.) хотим попытаться разобраться в проблематике и выдвинуть свой проект в решении данного вопроса. Ждем от экспертов мнений, предложений и конкретики», – обозначил направление работы Рустам Зантария. 

Вначале высказался Нодар Чанба. В его бытность министром просвещения Апсуара как предмет преподавался в школах при непосредственной поддержке первого президента Абхазии Владислава Ардзинба. 

«Во-первых, мне приятно, что этот вопрос интересует организацию Всемирного абхазо-абазинского конгресса. Много было попыток возродить тему, хотя бы на дискуссионном уровне, среди ученого мира, интеллигенции, писателей, преподавателей. Но до сих пор нет позитивного результата, который можно было бы отметить как сдвиг в этом направлении. На мой взгляд, это связано с тем, что «Апсуара» всеобъемлющее понятие, я бы сказал, человекообразующее, система ценностей, которые наш народ тысячелетиями аккумулировал в своей жизни и тем самым сохранял свою самобытность. Мы не способны сегодня охватить его в целом. В ученом мире «Апсуара» переводится как «абхазство», но это, по моему мнению, ошибочно, это принижает великое учение, которое показывает общечеловеческие ценности. Учение нашего народа поднимается на планетарный уровень. Поэтому Апсуара необходим не только абхазам, но и всем народам, живущим в Абхазии», – считает Чанба. 

Он рассказал о том, как в свое время у него возникла идея ввести в школьную программу Апсуара.

«После войны мы сами себя должны были сохранить. Я продумывал механизмы: а что может нас сохранить? Пришел к выводу, что только Апсуара. Больше ничего не нашел – ни экономических, ни технологических возможностей. Поэтому пошел с этой идеей к Владиславу Ардзинба. Созвали ученых, преподавателей и стали думать, каким путем ввести предмет в отсутствие учебного пособия. Рабочие группы создали, составили учебный план, чем нужно заниматься на уроках Апсуара. Понимали необходимость этого пласта образования», – поделился воспоминаниями Нодар Чанба.

Участники круглого стола задавались вопросами: имеет ли смысл учить детей Апсуара, вводя специальную школьную дисциплину, или основные ее постулаты должны прививаться в семье? А если обучать, то кого именно: детей из абхазских семей или всех будущих граждан Абхазии?

«Время, когда не было школ, когда в семье изучали Апсуара, прошло. Сейчас иное время, и надо ему следовать. Во Франции не я научил своих детей французскому языку, государство научило, так как оно думает, кто будет его гражданином и на каком языке с ним изъясняться», – заметил Нодар Чанба.

Филолог-абхазовед Диана Шамба привела примеры из своей практики преподавания в Абхазском госуниверситете и поделилась интересными, однако, довольно грустными наблюдениями. По ее словам, число абхазов, знающих родной язык, снизилось. В то же время, абхазский язык и Апсуара взаимосвязаны, убеждена Шамба. 

«Помню, дискуссия была, стоит ли вводить такой предмет. Говорили, что Апсуара – не наука: кто по книге изучал Апсуара, когда в семье все это впитывалось, и оно в крови? На примерах старших [раньше] усваивались основные постулаты. Сегодня таких примеров мало, эталонов поведения сегодня молодежь не видит. При этом среди студентов есть заинтересованность [в этом], особенно среди мальчиков, они спрашивают, как вести себя на тех или иных мероприятиях, в общественных местах», – рассказала преподаватель. 

Она считает, что необходимо подготовить учебное пособие по Апсуара. По ее мнению, должны быть разные издания для разных возрастных групп – детей, подростков, студентов. 

Член Высшего совета ВААК, директор АбИГИ Арда Ашуба, в свою очередь, уверен, что Апсуара человек должен черпать, прежде всего, в семье.  

«Предмет нужен, так как мы видим, что иначе [Апсуара] не сохранить. Умрет язык – умрет Апсуара. Но изучить его только в казенном учреждении нельзя. Семья – главное. Совести искусственно не научить. Ответственность на ком? Почему на педагоге? По Апсуара что-то не то сделал, на ком пятно? На родителях. Значит, и воспитывать в духе Апсуара должны родители в семье. [Старший] сам должен быть носителем Апсуара. Должен быть эталонным примером, тем, к кому молодежь обращается за советом», – сказал он.  

Редактор издания «Чегемская правда» Инал Хашиг заметил, что Апсуара для абхазов была «и конституцией, и кодексом поведения, и законом, когда у абхазов еще не было государства». Сегодня же родители не имеют гарантий, что сын или дочь в школе изучат родной язык, с сожалением констатировал он,

В целом спикеры круглого стола замечали прямую связь между знанием родного абхазского языка и следованием принципам Апсуара. 

Подводя итог, руководитель Дискуссионного клуба Рустам Зантария отметил, что «сверхзадача» организаторов клуба заключается в том, чтобы проводимый круглый стол послужил толчком к реальным действиям в направлении сохранения историко-культурного наследия абхазо-абазинского этноса, одной из важнейших составляющих которого и является кодекс Апсуара. Зантария поблагодарил участников и сообщил, что следующее заседание Дискуссионного клуба пройдет в течение двух недель, дата будет определена в ближайшее время. Следующая встреча будет посвящена разработке проекта в направлении Апсуара, в будущем его предложат на одобрение руководству ВААК.
Дискуссионный клуб ВААК в Абхазии впервые начал работу в ноябре 2019 года.

Основными направлениями работы клуба стали темы сохранения и развития абхазского языка, популяризации литературы на родном языке, сохранения историко-культурного наследия абхазо-абазинского этноса, развития и популяризации отечественной науки, сохранения традиционного морально-этического кодекса Апсуара.