Бедийский собор был построен в 999 году на горном плато в селе Агу-Бедиа Ткуарчалского района Абхазии. Это православный храм, известный далеко за пределами Абхазии. В 2019 году исполнилось 1020 лет со дня его основания.

Аста Ардзинба

Если выехать из Сухума по Абжуйскому шоссе в направлении к абхазо-грузинской границе, а затем свернуть в сторону гор, то всего через 77 километров от пункта отправления попадешь в село Агу-Бедиа – на первый взгляд ничем особенно не примечательное. Как и во всех других селах Абхазии, здесь по холмам разбросаны дома и усадьбы местных жителей, выращивается виноград, возделывается кукуруза, тут и там виднеются сады ореха фундука.

Однако это небольшое село в предгорьях Кавказа известно далеко за пределами страны. Все потому, что именно здесь расположен один из самых величественных средневековых храмов Абхазии – Бедийский собор.

Символ эпохи Баграта

Собор был построен в 999 году во времена правления абхазского царя Баграта III. Здесь же, в храме, находится усыпальница царя. Он был похоронен здесь в 1014 году. Баграт не просто возвел храм, но и учредил новое Бедийское епископство, в распоряжение которого досталась земля между реками Галидзга и Ингур.

По преданию, место для возведения Бедийского храма Баграт III выбирал лично. Его выбор пал на возвышенность в окружении живописных гор. Обрывы плато, на котором возвели собор, стали естественным барьером, превратив храм в почти неприступную крепость. Кроме храма, на этом возвышении находились и другие постройки церковного назначения. Подняться туда можно только с западной стороны. Сверху открывается великолепный вид на побережье Черного моря и вершины Главного Кавказского хребта.

В ознаменование завершения строительства в 999 году царь Баграт III и его мать, абхазская царица Гурандухт, от которой он и унаследовал престол, преподнесли в дар Бедийскому собору золотой потир (богослужебный сосуд для совершения Божественной Литургии – прим. ред.). Его украшают рельефные фигуры Христа Спасителя, Богоматери, апостолов Петра и Павла, а также других апостолов и евангелистов. О том, чей это дар, свидетельствует надпись на Бедийском потире. Золотая чаша для Причастия имеет диаметр 14 сантиметров, ее высота –12.5 сантиметров. Изначально это был кубок с ножкой, но ножка была потеряна при неизвестных обстоятельствах.

Сегодня реликвия хранится в Музее искусств Тбилиси. Исторический артефакт был вывезен из Абхазии в Грузию в 1947 году во времена Советского Союза, когда обе республики находились в рамках единого государства. В современных реалиях абхазские власти не раз поднимали вопрос на международном уровне о возвращении Бедийского потира в Абхазию, однако грузинская сторона этому препятствует.

Во имя Божией Матери

Храм был освящен в честь Влахернской иконы Божией матери. Это почитаемая в православии икона, которая считается чудотворной. Долгое время она хранилась в церкви Богородицы во Влахернах на северо-западе Константинополя (современный Стамбул – прим. ред.), где в 910 году произошло знаменитое явление Богоматери верующим (в честь этого события Церковью установлен праздник Покрова Пресвятой Богородицы, который отмечается 14 октября – прим. ред.). От имени храма икона и получила свое название. Она считалась покровительницей города Константинополя и византийских императоров. В 1653 году икону привезли в Россию в качестве дара российскому царю Алексею Михайловичу. Сегодня она хранится в Успенском соборе Московского Кремля.

Бедийский храм по своему архитектурному очертанию относится к купольным (крестово-купольный тип храма заимствован в Византии – прим. ред.). Его стены выстроены из тесаного серого камня. Архитектурная планировка похожа на многие другие христианские памятники Абхазии того периода.

Центральный зал отделен от боковых помещений стенами, которые украшены арками и колоннами. Апсиды (примыкающие к основному объему выступы здания – прим. ред.) алтаря и прилегающих боковых помещений полукруглые. Изнутри стены храма были покрыты росписями, выполненными в разное время, но сейчас от них остались лишь фрагменты.

Наиболее примечательна фреска на западной стене: на ней изображен византийский император Константин Великий (император, при котором не только прекратились жестокие гонения на христиан, но и само христианство перешло в статус господствующей религии Римской империи – прим. ред.).

Среди внешних украшений Бедийского храма обращает на себя внимание резной крест на восточной стене снаружи храма.

Храмовый комплекс и богослужение

Храмовый комплекс и богослужение в ста метрах к западу от Бедийского собора находятся руины большого каменного дворца с остатками сводов и колонн нижнего этажа. Здесь располагалась трапезная и зал для собраний, а на втором этаже были жилые помещения бедийских епископов. Дворец был построен в XVI веке. С севера ко дворцу примыкала колокольня, появившаяся здесь примерно в XIII-XIV веках. До наших дней она, к сожалению, не сохранилась.

Богослужения в Бедийском соборе проводились до начала XVII века. Но после вторжения османов и установления их власти на территории Абхазии храм был заброшен.

Известно, что в конце XVIII века Бедийский собор реставрировали, тогда же заново были сооружены фасад и купол.

О том, что представлял из себя храм до реставрации, можно узнать, взглянув на фото из брошюры Ольги Ермолаевой 1912 года. На фото видно, что купол храма подвергся большому разрушению, зарос зеленью и деревьями, пробившимися из отверстий.

«Такою, вся в развалинах, как изображает фотография, стояла Бедия, всего несколько времени тому назад – и уже не такова теперь», - писала о храме Ермолаева, автор популярных статей на религиозные темы.

После реставрации в начале XIX века, спустя два столетия, службы в храме возобновились.

Второй раз Бедийский храм закрылся в 1924 году — по приказу советской власти. Из-за труднодоступности здание собора не стали превращать в помещение хозяйственного назначения. Новая власть объявила древний собор историческим памятником и поместила его под охрану государства.

Первая служба во вновь открывшемся – уже в третьем тысячелетии – Бедийском соборе, прошла в 2010 году, в поддержку воинов Абхазии.

Сегодня в храме ведутся реставрационные работы, но проходят они крайне медленно.

Привратный «страж»

Уже упомянутая выше Ольга Ермолаева отмечала, что Бедиа – это «не только храм». Перед храмом раскинулась живописная зеленая поляна, на которой возвышалось когда-то одно из тех грандиозных вековых деревьев, которые в Абхазии почитаются как священные. Как писала Ермолаева, деревья точно стояли «на страже того дома, который из поколения в поколение хранит их неприкосновенность».

Исследовательница описывала липу с западной стороны храма. Ее ствол, по одной из версий, имел такую необыкновенно большую окружность, что в дупле дерева в течение долгого времени находили приют шесть священников, прибывших когда-то в Бедию с намерением основаться возле развалин храма.

В начале XIX века то дерево погибло. Однако сегодня у подхода к храму стоит его «потомок», новый «страж» Бедийского храма.