В Турецкой Республике активистами абхазо-абазинской диаспоры к числу дернеков Абхазфед приобщены новых 300 семей с абхазскими корнями.

Саид Барганджия

В Турции случайно установлено, что в двух селах – Нижнем и Верхнем Ихсаанье – недалеко от города Чанджума (неофициальное название – Салтыково – прим. ред.), в северной провинции Зонгулдак, проживает более 300 семей с абхазскими корнями. Они знают о своем абхазском происхождении, но до сих пор не поддерживали практически никакой связи ни с исторической родиной, ни с абхазо-абазинской диаспорой в Турции. Об этом инфопорталу ВААК сообщил полномочный представитель Абхазии в Турции Вадим Харазия.

Он уточнил, что о селах из-за их удаленного от центра расположения ранее почти ничего не было известно несколько месяцев назад, однако во время его совместного с представителями Абхазфед (Федерация абхазских культурных центров в Турции – прим. ред.) визита в турецкий город Синоп, удалось восполнить этот пробел и «установить диаспоральные контакты».

«По дороге мы заехали в поселок, там нас ждали представители [абхазо-абазинской] диаспоры, 12-15 человек. Они нам и рассказали о селах - Нижнем и Верхнем Ихсаанье», – рассказал Харазия.

Жители этих сел, как оказалось, знают о том, что их предки – абхазы – столетия назад были насильственно выселены с родной земли. В селах не забыли национальную кухню, готовят все основные национальные блюда: мамалыгу, фасоль, ачапа.

«Правда, никто не владеет абхазским языком, они вообще оторваны от абхазского мира Турции. Мы все были поражены. Многие из тех, кто более 25 лет работает в этом направлении (объединения абхазо-абазинской диаспоры в Турции – прим. ред.), сами впервые узнали о том, что в этих селах проживает абхазское население. Самое страшное, что некоторые жители сел впервые услышали абхазскую речь. К сожалению, они сами никого не знают, даже внутри турецкой диаспоры (абхазо-абазинской диаспоры в Турции – прим. ред.) не поддерживают связь», - рассказал некоторые подробности Харазия.

По его мнению, сложно точно сказать, почему жители сел не поддерживали связь с остальными представителями диаспоры.

«Рядом находятся крупные населенные города и села. Бартын – крупный портовой город. Из этого города суда направляются в Абхазию. Зонгулдак – город (административный центр провинции Зонгулдак – прим. ред.), в котором развита угольная промышленность. Карабюк – в [этом] городе самый крупный металлургический комбинат в Турции. Также Деврек, Чанджума, Кара Эльмас - промышленные города, где добывают уголь. Не могу сказать, что произошло, почему они (жители двух установленных абхазских сел – прим. ред.) затерялись, скорее всего, [причиной явилось] материальное положение их родителей, тяжелые условия», - предположил Вадим Харазия.

Он рассказал, что жителям этих сел впервые показали абхазскую символику: герб, гимн, флаг, что уже в ближайшее время в Караэльмас (окрестность провинции Зонгулдак – прим. ред.) будет открыт новый абхазский культурный центр, куда войдут и жители этих сел.

«Им стало интересно. Честно говоря, я очень подавленный оттуда уехал. Мы решили встретиться, составить списки, собрать контакты, разработать план работы для дальнейшего взаимодействия. Радует то, что сами сельчане активно включились и выразили желание стать частью нашей семьи (абхазо-абазинской диаспоры в Турции – прим. ред.)», - сказал Вадим Харазия.

Он также добавил, что к всесторонней работе с жителями этих двух сел подключилось Министерство по репатриации Республики Абхазия. В ближайшее время представители диаспоры совершат рабочую поездку в Верхнее и Нижнее Ихсаанье.