О необходимости содействия соотечественникам в получении паспортов Гражданина Республики Абхазия, открытия прямого морского сообщения между Абхазией и Турцией и налаживания информационной политики рассказал в интервью корреспонденту ВААК Полномочный Представитель Абхазии в Турции Вадим Харазия. 

Беседовала Аста Ардзинба

- Вадим Николаевич, вы уже полгода работаете на посту Полномочного представителя Абхазии в Турции. Распоряжение о вашем назначении было подписано президентом Раулем Хаджимба еще в июле прошлого года, однако приступить к обязанностям удалось не сразу…

- Все верно. Задержка была обусловлена препятствиями, которые чинили грузинские дипломаты в Турции. Однако нам к этому не привыкать. В конечном итоге, уже в начале этого года мы с моим заместителем Джансухом Лазба прибыли в Стамбул, и работа была возобновлена. Это, в первую очередь, заслуга Федерации Абхазских культурных центров в Турции и депутата Великого национального Собрания - Парламента Турции, этнического абхаза Энгина Таскуач-ипа (Папба).

Наша многочисленная диаспора в Турции приложила все усилия для создания необходимых условий работы абхазского представительства, и турецкие власти вынуждены были к ним прислушаться. Сегодня представительство в полной мере продолжает содействовать укреплению связей между диаспорой и исторической Родиной. 

- Чем в первую очередь вы занялись по прибытию? 

- После разрешения всех технических вопросов, мы провели встречи с руководителями Абхазфед, с местным Советом старейшин (традиционный институт управления, состоящий из наиболее уважаемых и почитаемых представителей общины – прим. ред.), с видными представителями диаспоры. После этого посетили города, где наиболее компактно проживает абхазо-абазинская диаспора, в частности посетили Мерсин - город, расположенный на юго-восточном побережье Турции, Самсун и другие. 

Одно из направлений, которое ведет представительство – это курирование студентов из Абхазии, которые здесь учатся в ВУЗах. Потому встреча с ними была одним из первых предпринятых нами шагов. 

Мне, безусловно, помогает мой опыт работы с диаспорой. Я многие годы связан с ней, и имею четкое видение того, что диаспора собой представляет и в чем нуждается. Сказалось и то, что я и ранее неоднократно приезжал с визитами к соотечественникам в Турцию. Потому ознакомительный этап не занял много времени. 

Еще позавчера мы были в городе Бурса, где в эти дни проходит съезд журналистов со всей Турции и еще 22-х стран. Организаторы мероприятия попросили меня выступить на открытии съезда. В своей речи я рассказал об Абхазии и абхазской диаспоре, в частности о том, какую роль сыграли абхазы в становлении и развитии современной Турции. Надо сказать, что интерес к Абхазии в Турции растет с каждым годом. 

Мы также активно сотрудничаем с российским посольством в Турции. У меня была встреча с Генеральным Консулом РФ в Стамбуле, и он заверил меня во всесторонней поддержке нашей деятельности. 

- Что бы вы определили в качестве первостепенных задач, стоящих перед Представительством сегодня?

- В первую очередь, это, конечно же, содействие представителям диаспоры в получении паспортов Гражданина Республики Абхазия, а также налаживание прямого морского сообщения с Сухумом.

В послевоенное время, когда в стране была наиболее сложная экономическая ситуация, когда мы находились в кольце блокады, тогда корабль между Абхазией и Турцией курсировал. Это, несомненно, было достижение первого президента республики Владислава Ардзинба. Сегодня, когда у республики значительно больше возможностей на международной арене, морского сообщения нет. Серьезных препятствий для этого быть не должно. Как мне кажется, вопрос только в том, чтобы поработать и приложить силы над решением этой задачи. В этом направлении мы намерены действовать. 

Сегодня добраться до Абхазии можно только на самолете через Сочи. Авиабилеты заметно возросли в цене за последние годы, однако, финансовая сторона вопроса не единственная проблема. Для того, чтобы посетить Россию, граждане Турции обязаны получить визу. Для оформления многократной транзитной визы, которая нужна для поездки в Абхазию, им требуется документ, подтверждающий, что они следуют в Республику Абхазия. Речь идет о разрешении на въезд в Республику Абхазия, абхазской визе, либо внутреннем паспорте гражданина Республики Абхазия старого образца.

Получить наш паспорт уже в первый приезд на Родину удается далеко не всем нашимсоотечественникам. Повторный же визит опять сопряжен с вышеупомянутыми сложностями. Поэтому создание доступных условий для выдачи паспортов соотечественникам – другая приоритетная задача. Мы должны бороться за каждого нашего человека. 

Я предлагаю создать в Турции отделение, которое будет принимать документы соотечественников и направлять их в Абхазию. Таким образом процесс получения паспорта будет запущен, и обратившийся к нам соотечественник по приезде в Абхазию сможет получить паспорт в ускоренном порядке. Препятствий для такого рода деятельности нет, но это шаг на встречу нашей диаспоре.  

Мы сами для себя должны определить, как выстраивать политику в этой области, и осознать, какую важную роль для развития самой Абхазии играет ее диаспора во всем мире. 

- Что требуется для решения этих вопросов?

- В первую очередь, мы должны понимать, что нам это нужно. Осознание, вот что требуется. А уж потом будем решать финансовые вопросы и искать приемлемые пути реализации этих задач. 

Кроме того, мы намерены поддерживать культурные центры в Турции. Именно посредством них наши люди здесь вовлечены в абхазскую культуру, общественную жизнь Абхазии, именно здесь они изучают абхазский язык. Министерство по репатриации направляет в центры педагогов, оплачивает им зарплату, эту деятельность надо развивать и вовлекать большее число людей. 

Наша общая цель навести мосты между Абхазией и ее диаспорой, наладить взаимодействие, вовлечь в общественные процессы. 

В Абхазии есть практика сбора представителей фамилий, так вот некоторые роды проводят такие праздники через раз, то в Абхазии, то в Турции. Хореографические коллективы стали ездить в Абхазию, планируется проводить детские летние лагеря в Абхазии – все это ведет к налаживанию контактов, это необходимая работа. 

Мне бы хотелось, чтобы общество в Абхазии было более доброжелательно к представителям диаспоры и к репатриантам. Раньше, мы устраивали праздники в честь первых репатриантов, сегодня же в Абхазии люди не горят желанием даже знакомиться и встречаться со своими однофамильцами, проживающими на чужбине. Это путь в никуда. Я не пытаюсь кого-то обвинить в чем бы то ни было, я пытаюсь сказать, что у нас нет идеологии. И в этом направлении надо работать. Из моих наблюдений, могу сказать, что мы спасем абхазскую культуру и Апсуара только благодаря диаспоре. 

- Какие еще практические шаги нужно предпринимать для наведения мостов?

- Информационную политику необходимо наладить. Сегодня в Турции работает до десяти грузинских каналов, а вот местным абхазам получить информацию о событиях на родине на абхазском или турецком языках крайне сложно. 

При этом и в Абхазии должны знать о том, что происходит в странах проживания диаспоры. Я убедился в необходимости открытия в Турции корпункта, который бы освещал все значимые события местных абхазов и абазин, рассказывал бы о жизни и быте наших соотечественников. 

Хочу добавить, что здесь с большим воодушевлением восприняли новость о преобразовании Государственного комитета репатриации в министерство. Это отражение того, как поднялось значение процесса репатриации и налаживания связей с диаспорой. Будем надеяться, что это еще один значимый шаг на пути решения тех проблем, с которыми сталкиваются наши соотечественники, проживающие в разных странах мира.