Представитель абхазо-абазинской диаспоры в Египте Мухаммед Абаза рассказал, каким он видит общение египетской семьи Абаза с Абхазией, и какие меры могут помочь ее сближению с исторической родиной.

Саид Барганджия

Этнические абхазы и абазины из Египта мало знают об Абхазии, и для изменения ситуации необходимо укреплять связь с исторической родиной, считает Мухаммед Абаза – активный представитель египетской абхазо-абазинской диаспоры, или семьи Абаза (особенность египетской абхазо-абазинской диаспоры заключается в том, что все ее представители входят в один род Абаза и официально носят фамилию Абаза, но при этом не все семьи помнят свои исторические фамилии – прим. ред.). Об этом он рассказал инфопорталу ВААК после апрельского визита делегации Конгресса в Египет.

Почему семья Абаза мало знает об Абхазии

Мухаммед Абаза с сожалением замечает, что египетские абазины и абхазы, в большинстве, не стремятся побывать на исторической родине: даже из тех, кто посетил Абхазию, немногие повторили свой визит. Он полагает, что более тесной связи с Абхазией египетским представителям диаспоры мешает незнание своей истории.

«Хотя наша диаспора в Египте представляет собой одну большую, влиятельную, дружную семью, все же отсутствие знания собственной истории и забвение Абхазии в сочетании со значительным влиянием внутренней политики усложняет процесс материализации [идей репатриации и тесных контактов с родиной]», – пояснил он.

Еще одну причину слабой связи с исторической родиной Абаза видит в отсутствии организованной и планомерной работы в этом направлении. По его словам, некоторые представители диаспоры в свое время были наделены официальными полномочиями представителей Абхазии в Египте, но «не делали ничего полезного», так как «либо не имели [сильной] воли и не знали, как выполнять эту роль, либо просто использовали эти звания в личных целях». На сегодняшний день, говорит Абаза, в Египте нет специальной организации, которая объединяла бы всех представителей абхазо-абхазо-абазинской диаспоры.

О важности малых шагов

Он считает, в то же время, что для сближения с родиной важны даже самые малые шаги – например, со стороны бизнеса.

«Я призвал всех, кого встретил в семье (семье Абаза – прим. ред.), посетить их историческую страну и смог убедить некоторых начать бизнес или небольшие проекты – в качестве маленьких шагов в направлении переезда туда в долгосрочной перспективе. Я также [старался] связать активных абхазов с их коллегами в Египте», – рассказал Мухаммед Абаза.

Он добавил, что еще одно важное направление его работы и помощь родине сегодня заключается в организации визитов абхазских делегаций в Египет. Представитель диаспоры также пообещал, что с радостью будет помогать ВААК в деятельности Конгресса.

«Если я могу помочь, я бы делал это с удовольствием», – подтвердил он и назвал других активных представителей диаспоры, которые уже сегодня оказывают помощь Абхазии и могут оказаться полезными в дальнейшем.

«Например, Моаз Абаза, который добровольно делает большую работу в социальных сетях для продвижения Республики Абхазия с туристической, культурной и исторической точек зрения, Гехад Абаза, который пытается освещать научную и социальную часть академически», – перечислил Мухаммед Абаза.

«Райский уголок» на земле

Сам Мухамед занимается недвижимостью. В Египте и уже трижды с 2014 года побывал в Абхазии, пытался приехать на историческую родину и раньше, еще в 1990-х годах, но тогда «понятия не имел, как можно это сделать». Он был и остается под большим впечатлением от Абхазии.

«Во-первых, я родом из пустынной страны, и был поражен красотой природы. Это похоже на рай на земле. Во-вторых, я представлял своих предков на этой земле. Где именно они жили? Почему и как покинули этот райский уголок? Как они оказались в Египте? Какой культурный шок они испытали, когда переезжали из такого мирного и относительно отдаленного места в центр мира со всеми политическими и насильственными [явлениями], которые там происходили?» – поделился Мухаммед Абаза.

Молодежь могла бы жить по обмену в семьях

Он назвал несколько возможных проектов для сближения, в частности, абхазо-абазинской молодежи Абхазии и Египта. Один из них – обмен и проживание в семьях: так молодые люди могли изнутри узнавать быт и повседневную жизнь семей, в целом жизнь в другой стране.

«Египетские молодые люди могли бы жить в абхазской семье в течение месяца или около того, а взамен молодые люди из Абхазии приезжали бы к нам и также оставались бы в наших семьях», – пояснил он.

Молодежь, по мнению Мухаммеда Абаза, всегда имеет большой потенциал. Если молодое поколение «зажечь», то оно «с энтузиазмом реагирует на мелочи» для того, чтобы реализовать значительные проекты. Так, дочь Абаза сегодня проживает в США и работает над докторской диссертацией, которую посвятила Абхазии. Абаза приводит в пример и других своих ближайших родственников.

«Брат купил дом в Абхазии, в который он будет приезжать, по крайней мере, один раз в год и после ухода на пенсию приедет жить насовсем. Племянник планирует переехать в Абхазию и основать собственный небольшой инженерный бизнес после того, как закончит магистратуру в Испании», – рассказал он, и подытожил: «Нам просто нужно больше общения».

В апреле текущего года делегация Всемирного абхазо-абазинского конгресса находилась с рабочим визитом в Египте. За время ее пребывания там удалось провести ряд важных встреч, а также договориться о сотрудничестве и установить дружеские отношения со многими представителями рода Абаза в Египте.